Сергей Пчелинцев, движение В ЗАЩИТУ ДЕТСТВА (serp2017) wrote,
Сергей Пчелинцев, движение В ЗАЩИТУ ДЕТСТВА
serp2017

Categories:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В ДОУ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В ДОУ
Памятка родителям, как действуют госструктуры!!! Предупрежден-значит вооружен.
К чему они могут у вас придраться.
Что бы с уметь защитить свою семью от вимешательства, надо знать как будут действовать, и какие могут быть использованы ловушки против вашей семьи.

В СЕМЬЕ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ПЕРВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО, В КАКОЙ СЕМЬЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК: В БЛАГОПОЛУЧНОЙ ИЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ.
О
пределить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
•социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
•медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
•социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
•социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
•психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
•криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
[Spoiler (click to open)]
МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия

Утомленный, сонный вид
Санитарно-гигиеническая запущенность
Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
Неумеренный аппетит
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
Привлечение внимания любым способом
Чрезмерная потребность в ласке
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Трудности в обучении

В чем проявляются признаки физического насилия в семье

В боязливости ребенка

В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

В сосании пальца, раскачивании

В боязни идти домой

В жестоком обращении с животными

В стремлении скрыть причину травм

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЛАН РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные
1. Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета Сентябрь Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог
2. Выявление неблагополучных семей В течение года Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог
3. Изучение причин неблагополучия семьи По мере выявления Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, органы опеки и попечительства
4. Ведение картотеки неблагополучных семей В течение года Социальный педагог
5. Консультации для педагогов По плану Социальный педагог, педагог-психолог
6. Консультации для родителей По плану Социальный педагог, педагог-психолог
7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей» В течение года Социальный педагог, педагог-психолог
8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей Сентябрь Социальный педагог, педагог-психолог
9. Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей По мере необходимости Администрация, воспитатели, социальный педагог
10. Рейды в неблагополучные семьи По мере необходимости Воспитатели, социальный педагог
11. Сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др. В течение года Администрация, социальный педагог
12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей Ежедневно Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог
13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи В течение года Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог
14. Совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения Апрель–май Администрация ДОУ, администрация СОШ, социальный педагог ДОУ, педагог-психолог ДОУ, зам. директора по социальной защите, психолог СОШ
15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.), с целью профилактики неблагополучия в семье В течение года Сотрудники ДОУ
16. Анализ работы с неблагополучными семьями Январь, май Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. АЛГОРИТМ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА В ДОУ
(СХЕМА НЕ СКОПИРОВАЛАСЬ)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ОБЩИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия.
3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4. Культурный уровень родителей:
•наличие библиотеки в семье;
•какие книги читают;
•следят ли за периодической печатью;
•посещают ли кино;
•посещают ли театры и концерты;
•посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
•доброжелательная,
•неустойчивая,
•равнодушная,
•гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
•здоровье детей;
•развитие умственных способностей;
•художественных способностей;
•нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
•сверхопекающее;
•ровное, заботливое;
•равнодушное;
•подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
•согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
•непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
•отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье:
•вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
•эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
•ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
•наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
•ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
•низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
•систематическое;
•нерегулярное;
•полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
•положительное;
•равнодушное;
•негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
•систематическое;
•эпизодическое;
•отсутствие взаимодействия.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСТАНОВКЕ НА ВНУТРИСАДОВСКИЙ УЧЕТ И СНЯТИЕ С УЧЕТА НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основании Федерального закона РФ № 120 от 24.06.1999 — «Об основах системы профилактики безнад¬зорности и правонарушений несовершеннолетних» и Приказа Департамента образования города Москвы от 07.02.2006 № 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении».
1.2. Данный локальный акт определяет порядок постановки на учет семей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.
2. Цели и задачи
2.1. Основные цели постановки на учет:
• защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);
• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
2.2. Задачи:
• выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности в семье;
• обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
• проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.
3. Понятие «неблагополучная» семья
3.1. Семья считается неблагополучной, если родители:
• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
• отрицательно влияют на их поведение;
• жестоко обращаются со своими детьми;
• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
4. Порядок постановки на учет
4.1. Воспитатель:
• проводит ежедневный осмотр детей, проводит беседы с детьми, наблюдает за детьми в процессе игры, наблюдает за общением детей и родителей в момент прихода и ухода из детского сада;
• готовит представление по данной семье в совет профилактики для постановки на учет.
4.2. Социальный педагог:
• собирает информацию по семьям от воспитателей;
•готовит список неблагополучных семей для утверждения.
4.3. Список неблагополучных семей утверждается на заседании совета профилактики с обязательной регистрацией в соответствующем протоколе заседания.
5. Оформление документов
5.1. На каждую неблагополучную семью заводится папка, в которую входят следующие документы:
• акт обследования;
• представление о постановке на учет;
• учетная карточка семьи;
• карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения;
• план индивидуальной профилактической работы;
• дневник наблюдений за неблагополучной семьей.
5.2. Документы хранятся у социального педагога.
6. Состав совета профилактики
6.1. Состав совета профилактики назначается и утверждается заведующим ДОУ № _.
6.2. В состав совета профилактики входят: председатель совета профилактики, социальный педагог, члены совета профилактики, старший воспитатель ГОУ, педагог-психолог.

ЯКОВЛЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА, социальный педагог ГОУ детский сад № 1713, г. Москва

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments